:::: MENU ::::

Светофоры, дайте визу! Едет «скорая» на вызов


Около 100 за сутки. Минимум 60. Из них – в среднем 17 ночных. Столько звонков-вызовов поступает в диспетчерскую службы «скорой медицинской помощи» Кореновской районной больницы. Бригады выезжают на каждый. Их нервно ждут, часто упрекая за долгое ожидание, и при этом всей душой надеются, что они помогут, спасут, сотворят чудо. Я провела день вместе со службой «скорой помощи», чтобы взглянуть изнутри и рассказать читателям о непростой работе бригад и диспетчеров «неотложки».

С моря везут температуру

На часах — половина десятого утра. Телефоны, на которые поступают звонки-вызовы, пока молчат. Редкие минуты тишины.
Фельдшеры, вернувшись с вызовов, заполняют карты и журналы. На их лицах – усталое спокойствие. Неизвестно, что за день может произойти. Они готовы, хоть и спокойны на первый взгляд. Они привыкли. В районной больнице фельдшеров не хватает, поэтому нагрузка на тех, кто работает, колоссальная. Не успеют отойти от одной суточной смены, как пора заступать на следующую. В этот день из восьми бригад — в строю шесть: четыре по городу, по одной в Платнировской и Дядьковской. Пока все на месте.
Диспетчеры вносят данные в компьютерную программу, которая потом формирует отчеты и сводки. В суточной смене работают две опытных женщин-диспетчеров Наталья Александровна Бондарь и Галина Викторовна Бутко. Все звонки по Кореновскому району на телефон 03 (или 103 с мобильного) поступают в единую диспетчерскую службу. Диспетчеры принимают звонки, оформляют карты вызова, распределяют вызовы и передают их бригадам скорой помощи, следят за местонахождением машин «скорой» и не только.
Диспетчер Наталья Александровна рассказывает мне, что с утра «скорую помощь» уже вызывали. Ребенка осматривали прямо в поезде на ж/д станции Кореновск. У него высокая температура — результат отдыха на море. Когда болезнь настигает в пути, руководство поезда связывается с начальником ближайшей станции, где предусмотрена стоянка, а тот вызывает бригаду «скорой помощи». «Наплыв вызовов с жалобами на высокую температуру у детей после отдыха на побережье сейчас большой», — продолжает Наталья Александровна. Июнь в этом году выдался прохладным, да и второй месяц лета часто огорчает дождями. А когда с неба не льет, то беспощадно жарит. Вот и в этот день солнце еще не поднялось в зенит, но воздух уже спертый и душный, значит, и днем не избежать зноя.

Не первый, экстренный

Пока мы говорим, поступает звонок на телефон диспетчера «скорой помощи»: женщина теряет сознание в общественном месте. Наталья Александровна передает по громкой связи: «Бригада 5, на выезд»! Через мгновение в диспетчерскую быстрым шагом заходит фельдшер, забирает уже распечатанную карту вызова и также быстро удаляется на улицу, где его ждет машина «скорой». Еще несколько секунд, и бригада улетает с территории больницы.
Все происходит возле аптеки. Рядом с женщиной, усаженной в тень здания, суетятся люди, испуганная происходящим дочь — девочка лет 12-ти — отрывисто рассказывает фельдшеру о том, что случилось. Он меряет давление — низкое, всего 90/60. Вата с нашатырным спиртом, массаж ушей, чтобы улучшить приток крови к мозгу, и через несколько минут женщине уже становится лучше, бледные щеки розовеют. Фельдшер уточняет, бывало ли такое раньше, как себя чувствовала пациентка утром, ела ли, не плывет ли в глазах? И убедившись, что состояние нормализовалось, и женщина может идти, «скорая» уезжает.

Пока «скорая» в пути

Вызовы в общественные места считаются экстренными, как и звонки в «скорую помощь» с мест дорожно-транспортных происшествий, с симптомами инфарктов или инсультов, где каждая минута может стоить жизни. На них «скорая» выезжает немедля, и даже если все бригады заняты, диспетчеры могут снять одну из них с вызова и перенаправить на экстренный. Каждая машина и ее местонахождение благодаря системе ГЛОНАСС видна на мониторе компьютера, расположенном в диспетчерской. Быстро связаться с фельдшером диспетчер может по мобильной связи, которая в районной больнице корпоративная, или по рации, если «скорая» находится на территории, где мобильная связь недоступна. Для этой цели у каждой бригады — свой позывной.
По неэкстренным адресам «скорая» ездит по очереди, поэтому при полной загруженности бригад доехать получается не через 5 минут, а через 20, 30, а то и дольше. Такие задержки близким и родственникам больных не по душе. Причем многие не стесняются выплескивать весь шквал негодования на фельдшеров, а пока ждут «скорую» — на диспетчеров. Агрессивность со стороны людей сотрудники службы «скорой помощи» называют одной из главных трудностей в работе. Не оправдываю ни одних, ни других, но обе стороны можно понять. В сфере медицины в нашем районе кадровый дефицит – фельдшеров не хватает. Никто этого не скрывает, напротив, все силы брошены на то, чтобы ситуацию исправить. Только это долгий процесс. С другой стороны, когда твоему близкому человеку больно и нужна помощь, смиренно ждать не получается. Трудно найти себе место и стыдно самому перед собой, что ничем не можешь помочь. Еще и «скорая» едет целый век… Отсюда и нервы, и агрессия. На самом деле, первую, доврачебную помощь оказать можно. И диспетчер службы «скорой помощи» расскажет, какую именно. Для этого они и спрашивают, какие симптомы у больного, чтобы при необходимости проконсультировать, как ему помочь. К примеру, какие принять препараты для облегчения состояния, пока «скорая» в пути.

Любовь Кирилловна

Еще с порога, встречая бригаду «скорой» и узнав, что вместе с ней работает корреспондент, пожилая женщина начинает благодарственную речь.
— В какое бы время ни вызывала «скорую» — и в 2, и в 3 часа ночи — всегда приедут, всегда вежливые. Никогда не нагрубят, не оскорбят. Я им очень благодарна! Они всегда рядом! Хочу, чтобы вы и диспетчеров отметили, вы же отметите? — обращается ко мне женщина.
Отвечаю, что отметим и ее слова благодарности опубликуем.
Зовут пожилую женщину Любовь Кирилловна. «Скорую помощь» она вызывает каждый день. По несколько раз в день. В основном, чтобы спастись от боли. Фельдшеры «скорой» уже как родные, хорошо знают, на какие препараты у больной аллергия, и чем ей помочь. И Любовь Кирилловна такая не одна. Есть и другие «постояльцы», которые звонят в «скорую» чаще, чем родственникам. А может и позвонить-то больше некуда?..

О доброте соседской

— «Скорая помощь», Кореновск, здравствуйте! — диспетчер принимает очередной звонок. — Что у вас случилось? Диктуйте адрес и телефон…
На территории районной больницы — ни одной машины «скорой». Все на линии. Диспетчер передает информацию фельдшеру по корпоративной связи. Мужчина привез соседа по улице с работы с плохим самочувствием и вызвал «скорую помощь». Конкретно, что случилось, рассказать не может, но за соседа волнуется.
Через время фельдшер бригады, выехавшей на помощь соседу, перезванивает в диспетчерскую. «Скорую» никто не встречает. Калитка заперта, дозваться не получается. Диспетчер набирает телефон звонившего мужчины. Но и вместе с ним оказать помощь больному не удается. Стена в виде забора и запертой калитки и закон РФ, запрещающий проникать на частую территорию без согласия собственников, не дает фельдшеру возможности что-либо сделать. Телефоны заболевшего соседа отключены. «Скорая» уезжает, так и не узнав, что же случилось. Стоять под калиткой времени нет. Другие больные ждут. И без того 20 минут потрачено зря.

На вызов — вместе с полицией

В диспетчерской службы «скорой помощи» стоит отдельный телефон для связи с полицией, дежурным администрации, спасотрядом. Бывают ситуации, когда фельдшерам «скорой» тоже нужна помощь – сотрудников других служб. На вызовы по уже знакомым адресам, где собираются изрядно подвыпившие мужчины, женщины-фельдшеры стараются не ходить поодиночке. Идут в паре с полицейским. А там можно и оскорблений наслушаться, и ругательств, и издевок.
Или бывает, что фельдшеру до человека не добраться – он где-то застрял или упал, и самостоятельно медикам его не спасти. На помощь приходят спасатели. Так и работают, в тесном сотрудничестве.

Солнце всему виной

После 14 часов свободных бригад «скорой помощи» нет. Все разъехались по вызовам. С 9 утра до 14 часов дня с жалобами на плохое самочувствие и потерю сознания в общественном месте «неотложку» вызывали шесть раз. Всему виной — беспощадное солнце. На улице 30 градусов жары. Мы, южане, ощущали на себе и более высокие температуры, но, как оказалось, не научились себя от них беречь. В итоге — перегревы, тепловые удары, обмороки. И гипертонические кризы. Выросло количество случаев с инфарктами и инсультами. С 1 по 23 июля зафиксировано 5 случаев инфарктов и 24 случая инсультов.
Виталий Викторович Минчев 11 лет работает фельдшером выездной бригады «скорой медицинской помощи». Вместе едем в район сахарного завода. Вызвали с жалобой на высокое давление. Виталий Викторович говорит, что гипертоническая болезнь – одна из самых распространенных летних категорий вызовов «скорой».
— Что можете посоветовать больным гипертонией?
— Меньше находиться на солнце, — отвечает Виталий Викторович и продолжает, — исключить сильные физические нагрузки. И потом – соблюдать диету и регулярно принимать препараты, которые назначил врач.
Больной, к которому приехали по вызову, никакие препараты от давления регулярно не принимал, хотя несколько лет назад перенес инфаркт. Первую помощь оказали, высокое давление сбили. А вот причина осталась неясной: то ли стресс, то ли жара, то ли игнорирование назначений врача, то ли их отсутствие. Фельдшер рекомендует больному записаться к врачу, не откладывая, и внимательнее относиться к здоровью. Перенесенный инфаркт – это вам не шуточки…

«Включаем сигналы и летим, как угорелые!»

Мужчина с сединой в волосах, назовем его Владимир, водит машину «скорой медицинской помощи» более 25 лет. Рассказывает, что в ситуациях, которые не относятся к экстренным, правила дорожного движения и скоростной режим не нарушает.
— Когда же счет идет на минуты, и фельдшер говорит: «Гони!», включаем световые и звуковые сигналы и летим, как угорелые! – говорит Владимир.
— Вот была ситуация, беременная женщина надумала рожать, а в «скорую» позвонила поздно. Неслись так быстро, насколько могли, — продолжает водитель.
Задаю вопрос о культуре местных автомобилистов и их бдительности. Владимир качает головой:
— Дорогу «скорой» водители уступают сразу. Бывает, проезжая часть узкая, и другой машине некуда деться. Но выход находим, разъезжаемся. Еще бывает, что машину «скорой» другой водитель просто не видит. Тут достаточно посигналить, и дорогу уступают.

Ситуаций, похожих на скандал в Петропавловске-Камчатском, когда человека не удалось спасти из-за того, что «скорую» не пропускали во дворе жилого дома, в нашем районе нет. И дай Бог, чтоб не было.

Аномальные зоны?

С 17 по 23 июля на территории района произошло… вот вам сухая статистика, отраженная в отчетах, — пять аварий, десять пострадавших. Цифры, буквы на бумаге, точки, запятые, числа, подписи – отчеты, они такие. Составляются по форме и передают информацию.
А когда происходит авария на дороге, «скорая» несется быстрее, чем может.
А там, на месте никогда не знаешь, чего ждать.
Машины «скорой» оборудованы всем необходимым для экстренной помощи и реанимации пострадавших: реанимационный набор, дефибриллятор при остановке сердца, кислород, растворы для капельниц, кардиографы, медицинские укладки с лекарствами (все препараты в наличии), средства для иммобилизации пострадавших, термоодеяла, электроотсос, бактерицидные облучатели и многое другое. Лишь бы довезти живыми.
Фельдшер Виталий Викторович рассказывает, что чаще всего машины бьются на трассе М-4 «Дон», на перекрестке по улице Маяковского, на пересечении улиц Красноармейской и Краснодарской, в районе памятника «Самолет». Самые аномальные зоны кореновских дорог.
Вот и в тот день, уже вечером в новостях появилось сообщение, что на трассе М-4 «Дон» произошла авария. «По предварительным данным, 46-летний водитель «Renault» наехал на припаркованный на обочине «Ford Focus». От удара «Ford» отбросило на стоящих возле машины двоих мужчин: 23-летнего водителя и его 36-летнего пассажира. В момент аварии пострадала также и 25-летняя пассажирка в «Ford». Всех троих пострадавших госпитализировали», — передавал интернет-портал «Кубань-24». А на фото к новости те же лица из службы «скорой помощи», прибывшие на место ДТП, с которыми я работала практически весь день.


Поделитесь своим мнением о публикации

You must be logged in to post a comment.

error: Контент защищен!